Линии и пятна в натюрморте
Тема этого натюрморта - кувшин с цветами, стоящий на шкафу. Художником выбрана не самая распространенная точка зрения, однако стиль произведения полностью оправдывает этот выбор.
МАТЕРИАЛЫ
Светло-серая бумага ручной работы
Уголь
Пастель следующих цветов: желтая охра, светло-серый нейтральный, кадмий красный средний; карминовый, кобальт фиолетовый, темно- красный, темно-зеленый, натуральная сиена
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ
Растушевка
Штрихи и пятна
1. Начинаем работу с эскизного рисунка углем, моделируя форму и объем энергичными штрихами и пятнами; детали и четкие контуры отсутствуют, толстая смелая линия обрисовывает лишь общие очертания.
2. Фон натюрморта создается посредством растушевки пятен светло-серого и охристого цветов. Пятна смешиваются друг с другом, в результате чего получается фон неопределенного оттенка, передающий игру света и тени за композицией натюрморта.
НАЛОЖЕНИЕ ЧИСТЫХ ЦВЕТОВ ПОВЕРХ РАСГУШЕВКИ
Представленная на этих страницах манера работа пастелью демонстрирует, что растушевка и пятна чистого цвета -взаимно подкрепляющие и дополняющие друг друга приемы.- насыщенные пятна смотрятся гармонично, как правило, только на растушеванном фоне, который, в свою очередь, подчеркивает выразительность чистых цветов. Поэтому не рекомендуется систематически растушевывать пятна основной композиции, выполняемой поверх предварительно растушеванного фона, как не следует и пытаться придать одинаковую насыщенность всем участкам картины. Растушевка необходима обычно лишь для фона или второго плана.
3. Цвет и форма цветков создаются одновременно яркими насыщенными пятнами: брусок пастели сильно прижимаем к бумаге (чтобы добиться интенсивности цвета) и круговыми движениями накладываем пятно.
4. По завершении наложения пятен форму цветов и стеблей подчеркиваем углем. На некоторых участках выполненной работы видно, как художник растушевал пальцем пигмент, чтобы приглушить его интенсивность и сгладить резкость контраста с фоном.
5. Дорабатываем цветной пастелью кувшин и другие детали композиции - и натюрморт готов. Обратите внимание на безупречную интеграцию начального рисунка углем в общий строй картины благодаря растушевке фона и тщательной гармонизации колорита.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК
Большинство пастелистов выполняют подготовительный схематический рисунок теми цветами, которые впоследствии будут использованы для создания картины. Однако можно использовать и уголь.