Главная » 2009 » Сентябрь » 9 » Есть ли у ребенка желание учиться?
Есть ли у ребенка желание учиться? | 15:32 |
Как это узнать? Сочините небольшую сказку, в которой каждый
персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Один говорит: «Я
хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я
в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу, потому что мне
нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы
школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу, потому
что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я
хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую
себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу,
потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а
выучишься – можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу,
потому что получаю там «пятерки». А потом спросите своего малыша, как
он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько
соображений по этому поводу, но если среди них нет
учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его
такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.
Может ли он контролировать себя? Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «ты любишь шоколад?», «какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок. Развита ли у него речь? Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений). Попросите его пересказать рассказ либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много – 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец). Различает ли он звуки? Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить. Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза. Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит. Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Умеет ли он мыслить логически? Попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошел дождь, поэтому…» и т.д. В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)», «глаз – зрение, ухо – ? (слух)». Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось. Если у ребенка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если нет – отложите букварь и займитесь развивающими играми. | |
Просмотров: 1285 | Добавил: weter | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |