Интервью с Евгением Варакиным
С Евгением Варакиным беседует Елена Волобуева, студентка СурГПУ, фото автора
Вечернее солнце освещает совсем ещё юное лицо 38-летнего художника Евгения Варакина. У него более 60 картин. За ними на стенах практически не видно обоев. Женя признаётся, что умел рисовать всегда. Но к живописи, как основному виду деятельности и образу жизни, пришёл только в 2000 году
— С восемьдесят пятого по девяностый годы я учился в художественной школе им. Горды. Год окончания учёбы в школе совпал с годом окончания художественной школы, и я поехал в Тюмень. Хотел поступить в школу искусств, но не стал — по молодости лет передумал почему-то…
— Была причина?
— Откровенно говоря, действительно была. Я всё представлял себе совершенно иначе. Но то, что я увидел там, меня разочаровало, поэтому уехал обратно в Сургут.
— Что наш город дал молодому свободному художнику с полным средним образованием?
— Сургут дал работу… точнее, работы. Я работал везде, где только мог. Был грузчиком и сборщиком мебели, оператором компрессорных установок и…
— И всё это время рисовал?
— Да, но редко и только акварелью. Рисовал, когда были так называемые «порывы души»…
— А над заказами работал?
— Нет.
— И когда всё это закончилось?
— Примерно с середины девяностых я начал осознанно приходить к тому, что художественное мастерство — это именно то, что я умею. Вспомнил, что я художник. Нужно уметь вовремя вспомнить, кто ты, и развивать себя. Все талантливы, но порой мы это забываем. Я начал искать что-то новое, пытался найти своё.
— Что значит «пытался»?
— Я рисовал в разных стилях и формах и в итоге пришёл к нашей исконной русской классике. Русские города, пейзажи, русская земля — это всё то, где живут добро и красота. Я простой ценитель простой русской красоты.
— А когда стали поступать первые заказы?
— В конце прошлого века. Причём я не делал себе рекламу, не вытаскивал себя на какой-то уровень. Заказчики находились в основном через друзей и знакомых.
— Теперь это твоя работа. Скажи, Женя, а если нет вдохновения, но заказ нужно выполнить — как быть?
— Художник — это не профессия, это стиль жизни. Если ты избираешь этот путь, то автоматически становишься постоянным творцом. Поступает заказ, его нужно выполнить в определённые сроки. Вопрос о Музе отходит на второй план. Ты художник. Ты должен уметь творить всегда и везде.
— А как же утверждение о том, что в каждую картину нужно вложить душу? Это что, лицемерие?
— Нет. Знаешь, как я создаю картину? Порой около месяца вынашиваю её в голове. Создаю образы, вплоть до мельчайших подробностей: какие предметы будут в картине, сколько человек, во что они будут одеты, в какие цвета и т.д. И вот, когда я всё увижу именно так, как нужно, — передаю это на холст. Разве в это не вкладывается душа? Вкладывается! И душа, и сердце…
— Так сколько же нужно души, чтобы
вложить её в каждую картину?
— Вопрос не в этом, а в своих силах. Однажды я рисовал серию морских работ. И после их окончания не мог подойти к холсту около трёх месяцев, потому что знал, что ничего путного не выйдет. Весь свой эмоциональный и творческий ресурс я вложил в эти работы. Пришлось копить новые силы.
— Ты следишь за творчеством современных художников?
— Я негативно отношусь к современному искусству. Его как такового и нет вовсе. Что такое искусство? Это красота, доброта, теплота, эстетика, это Любовь. В современном искусстве я ничего подобного не вижу. Оно порождает бездарей, отсутствие эстетического вкуса и многое другое. Я не «современник» и не могу понять этого течения. Была б возможность — я бы жил в XIX веке. Он дал нам самое красивое, простое и великое. Работы творцов той эпохи — живут! И я никак не могу представить, что работы современного искусства также будут жить и «дышать».
— А семья тебя поддерживает в твоём нелёгком труде?
— Да. Её поддержка безмерна. Думаю, ничего важнее нет. Я знал многих худож- ников, которые до конца жизни оставались одинокими в своих начинаниях, и часто это заканчивалось плачевно. Поэтому я счастлив. Я захожу домой, меня обнимают и говорят, что «всё ещё будет, всё ещё впереди» — и мне спокойно.
Елена Волобуева