Как загрунтовать холст: грунты
В зависимости от концепции можно выбирать плотный, от мелкой до крупной зернистости, крепкий холст. Если процесс ученичества сменился процессом творчества и постоянного желания писать маслом, то стоит задуматься о снижении расходов на материалы. Поэтому многие материалы можно изготовить самостоятельно.
Для обучения будет достаточно следующих видов грунта:
грунты на основе клея (необходимо предварительное проклеивание холста):
- меловой грунт;
- полумеловой грунт;
- масляный грунт.
грунты на дисперсной основе (предварительный грунт с дисперсными искусственными смолами):
- дисперсный грунт с искусственными смолами;
- дисперсная краска.
Проклеивание холста
Для этого потребуется один из следующих видов клея, используемого в столярных работах:
- костный;
- суспензионный;
- рыбий;
- казеиновый;
- желатиновый;
- столярный.
Если клей продается в виде гранулята, то нужно взять около 50 г гранулята, всыпать в 1 л воды. Через несколько часов клей разбухнет в холодной воде в виде комков. Теперь клей нужно нагреть на водяной бане, поставить меньшую кастрюлю в большую. Не доводить до кипения. Клей растворится, станет золотисто-коричневым и прозрачным. После разведения теплой водой клеевой раствор готов. Легкими широкими мазками его можно наносить на холст модлером или широкой щетинной кистью. Наносить клей нужно слева направо и сверху вниз, создать как бы сетку. Клей не должен проступать с обратной стороны холста, поэтому вполне достаточно очень тонкого слоя. Через 8-10 часов клей подсохнет.
Меловой грунт
Этот грунт требует тщательного проклеивания холста, сильно впитывает краску и легко ломается.
Смотри рецепт грунта в таблице. Грунт нужно хорошо размешать в однородную массу, затем развести 1 — 3 частями теплой воды. Разогреть на водяной бане, помешивая. Можно покрывать заранее проклеенный холст.
Грунтовать нужно «по сухому», маленькими кругообразными движениями. Нужно нанести несколько очень тонких слоев, давая им подсохнуть. Таким образом, грунт будет хорошо держаться. При нанесении грунта тонким или одним слоем, он легко разломится или осыпется.
Полумеловой грунт
Один из самых употребляемых грунтов для масляной живописи.
За счет добавления масляного лака грунт становится эластичнее и не впитывает так сильно краску. По такому грунту можно писать масляными красками в любой технике. Лак на льняном масле добавляют в грунт, нагретый на водяной бане, по капле, в последнюю очередь, в противном случае он сразу же соединится с титановыми белилами, появятся комочки, которые уже невозможно будет размешать. Готовый грунт представляет собой однородную масляно-водную эмульсию. Поэтому очень важно постоянно перемешивать грунт, чтобы масса была однородной.
Масляный грунт
Нанесенные слои такого грунта будут более густыми, при необходимости грунтованную поверхность нужно разровнять шпателем. Масляные грунты очень долго сохнут и сильно желтеют. Больше подходят для картин, которые создаются за один сеанс (в пастозной технике «алла прима»).
Дисперсный грунт из искусственных смол
Этот грунт годится для любой техники. Холст можно не проклеивать. Холст предварительно грунтуется один раз дисперсией с искусственными смолами (биндером).
Предварительный грунт: 1 часть дисперсии с искусственными смолами на 3 — 4 части воды.
Наносится, как описано выше. Применять цинковые белила нельзя, т.к. они не переносят дисперсного биндера.
Дисперсная краска
Самый простой способ грунтовки - белая, готовая к покрытию дисперсная краска (например, краска для стен). Наносится сразу же, без предварительной грунтовки.
Прежде чем начать писать, по необходимости, загрунтованный холст можно отшлифовать мелкой наждачной бумагой (например, ювелирной шкуркой).
Вид и выбор грунта может определяться задачами работы. У каждого художника также есть свои предпочтения, относительно выбора грунта.