Подчистка
Пастельная живопись не допускает большого количества подчисток: цвет на картине должен выглядеть свежим, а злоупотребление ластиком повреждает поверхность бумаги, отчего пигмент ложится плохо и работа тускнеет. Однако при соблюдении некоторых правил вполне можно исправлять допущенные ошибки Как в начале работы; так и на более поздних этапах. Чтобы выполнить подчистку, прежде всего нужно протереть тряпочкой или ватой корректируемый участок, чтобы снять излишки пигмента. После этого можно использовать ластик для окончательного удаления пятна: его следует применять осторожно, не надавливая и не растирая, чтобы не повредить бумагу.
Если вы попытаетесь стереть слишком густой слой пигмента, ластик лишь размажет пятно, и удалить его будет еще труднее.
Предварительно сняв излишки пигмента тряпкой, пятно можно удалить клячкой или каучуковым ластиком.
АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Некоторые темы можно воплощать в живописном произведении с использованием одного только метода растушевки. Растушеванные цветовые пятна плавно переходят одно в другое, образуя гармоничное единство друг с другом и с цветом основы. Именно поэтому для изображения облачных пейзажей, далей или водного пространства необходимо прибегать к растушевке. При этом очень важно правильно, подобрать бумагу: ее цвет должен совпадать с доминирующей тональностью картины, чтобы растушеванные пятна пигмента органично сливались с основой.
.
Висенс Бальестар. Морской пейзаж. Частная коллекция.